Территориальное общественное самоуправление

Наша сила – в объединении

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Сегодня уже можно сказать, что территориальное общественное самоуправление становится эффективным институтом гражданского общества. Кроме того, ТОСы являются площадкой для согласования позиций по существенным вопросам между властью и населением.

Территориальное общественное самоуправление может работать по десяткам направлений, начиная с мониторинга и анализа ситуации и заканчивая благотворительностью. В то же время именно органы территориального общественного самоуправления должны формулировать предложения по развитию своих территорий, организации их жизнедеятельности.

Одной из важных функций ТОС является просветительская работа. Это не только информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых, в том числе, по предложению или при участии территориального общественного самоуправления. Это и содействие повышению правовой грамотности населения, участие в духовно-нравственном воспитании молодежи. Нельзя не учитывать в деятельности ТОС и такую важную составляющую как формирование уникальных обрядов и традиций территории ТОС, развитие народного творчества. Создание традиций начинается с целенаправленной и заинтересованной организации отдыха населения, проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, праздников.

Изучение практики работы ТОС на территории России показало, что во многих территориях ТОС уже действуют клубы по интересам, ведется работа с детьми и подростками, оказывается содействие в организации отдыха детей в каникулярное время, организуется работа детских клубов, детских площадок.

Часть 3 статьи 2 федерального закона «О некоммерческих организациях» допускает создание некоммерческих организаций не только в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, но и в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Важно отметить, что органы территориального общественного самоуправления отличаются от общественных объединений. Прежде всего тем, что действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования и объединяют население на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, охраны их прав и интересов.

В соответствии с Положением «О территориальном общественном самоуправлении на территории сельского поселения» территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС.

На регистрацию ТОС в земское собрание сельского поселения представляются следующие документы:

- решение земского собрания сельского поселения об установлении границы территории, на которой организуется осуществление ТОС;

- протокол собрания или конференции граждан, в котором содержится принятое решение об организации ТОС на соответствующей территории;

- список участников собрания, в случае проведения конференции - список делегатов конференции с указанием нормы представительства и протоколы собрания по выдвижению делегатов;

- устав, принятый собранием, конференцией граждан.

Копия зарегистрированного устава ТОС направляется в администрацию сельского поселения. Представленные в земское собрание сельского поселения документы рассматриваются в течение одного месяца со дня их поступления. По результатам рассмотрения документов главой сельского поселения принимается распоряжение о регистрации устава территориального общественного самоуправления, либо возвращаются документы с мотивированным отказом в регистрации.

На основании распоряжения главы сельского поселения о регистрации устава ТОС вносится соответствующая запись в реестр ТОС.

Ведение и хранение реестра ТОС возлагается на администрацию сельского поселения.

Территориальное общественное самоуправление также может являться юридическим лицом и в этом случае подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном действующим законодательством.

Органы ТОС также вправе участвовать с правом совещательного голоса в работе заседаний представительных органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы жителей территорий ТОС. Органы и должностные лица местного самоуправления, а также депутаты законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления на территории своих избирательных округов оказывают содействие органам ТОС в осуществлении полномочий.

Представленные направления органы ТОС реализуют посредством полномочий, предоставленных им местной властью. Следовательно, функционирование территориального общественного самоуправления основано на постоянном их взаимодействии с органами местного самоуправления. В частности, одной из форм такого взаимодействия является заключение соответствующих соглашений между ними. Данное мнение подтверждает мнение о том, что обязанность местных органов власти взаимодействовать с органамитерриториального общественного самоуправления должна быть закреплена законодательно.

Вполне обоснованно может возникнуть вопрос: возможно ли делегирование органам ТОС отдельных полномочий органов местного самоуправления? ТОС не являются органами местного самоуправления, то есть органами публичной власти. ТОС – это одна из форм участия населения в местном самоуправлении, реализация которой зависит от желания граждан непосредственно предпринимать практические действия в сфере вопросов местного значения. Поэтому некорректно говорить о передаче полномочий органов местного самоуправления ТОСам. Вместе с тем органы местного самоуправления в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ вправе привлекать ТОС на договорных условиях к решению вопросов местного значения, выделяя им на определенные цели средства местных бюджетов. В данном случае речь идет именно о праве органов местного самоуправления. ФЗ № 131-ФЗ не содержит положений о том, что в случае осуществления на определенной территории ТОС органы местного самоуправления обязаны заключать с ним соглашение.

О повышении гражданской активности населения не раз говорилось на всех уровнях власти. По словам губернатора Белгородской области Е.С. Савченко: «Инвестиции в мировоззрение позволят сформировать в регионе общество, которое знает свою историю, традиции и не чурается разносторонних интересов. И большую роль в создании такого правильного общества сыграют грамотные взаимоотношения всех уровней власти… чем больше у нас будет ТОСов, тем организованнее будет работа на местах».

Председатель Ассоциации «Совета мцуниципальных образований Белгородской области В.Н. Потрясаев на заседании правительства области заметил, что ТОС обладает высоким потенциалом повышения гражданской активности населения. По словам В.Н. Потрясаева, ТОС – это не классическая общественная организация, которая существует в публичном пространстве, а территориальная, действующая в определённом микрорайоне, за который уже отвечает некоторая исполнительная структура.

Идея общественного самоуправления получает развитие по целому ряду параметров: соседские сообщества превращаются в ячейки социального партнерства, появляются возможности решения проблем, переходящих с бытового на социальный уровень.

 

Объявлен конкурс на звание «Лучший социально-значимый проект ТОС Белгородской области»

Решение от 28 марта 2014 года № 56
Об утверждении Положения о поощрении активных граждан территориального общественного самоуправления Красненского сельского поселения

УСТАВ территориального общественного  самоуправления ТОС «Единение»

РАСПОРЯЖЕНИЕ от от 27 июня 2014 года № 30
О регистрации Устава территориального общественного самоуправления «Единение»

УСТАВ территориального общественного  самоуправления ТОС «Народный» 

РАСПОРЯЖЕНИЕ от от 27 июня 2014 года № 31
О регистрации Устава территориального общественного самоуправления «Народный»

Решение от 28 марта 2014 года № 57
Об установлении границ территорий для осуществления территориального общественного самоуправления в Красненском сельском поселении

Решение от 28 февраля 2014 года № 52
Об информации главы администрации Красненского сельского поселения по развитию территориального общественного самоуправления на территории Красненского сельского поселения

Решение от 27 ноября 2013 года № 24
О Порядке регистрации уставов территориального общественного самоуправления на территории Красненского сельского  поселения

Решение от 27 ноября 2013 года № 23
Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении на территории Красненского сельского поселения

Постановление
Об утверждении Положения об уличных комитетах на территории Красненского сельского поселения муниципального района «Красненский район» Белгородской области